Исследование карьерных ориентаций студентов УрФУ
На протяжении всей жизни каждый человек сталкивается с необходимостью выбора пути профессионального развития, и от того, насколько успешным и осознанным окажется выбор, будет зависеть дальнейшая жизнь. С поступлением в вуз проблема поиска своего профессионального пути и построения карьеры приобретает большую значимость, студенты активно переосмысливают карьерные ориентации, оценивают их с учетом новых знаний и полученного опыта.
С целью изучения специфики карьерных ориентаций студентов Уральского федерального университета в период с 01 октября по 30 ноября 2018 года было проведено социологическое исследование на основе анкеты. В исследовании приняли участие студенты следующих институтов: Высшая школа экономики и менеджмента, Институт строительства и архитектуры, Институт новых материалов и технологий, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики. Всего в исследовании приняли участие 405 студентов бакалавриата 4 курса, из них 44% мужчин и 56% женщин, средний возраст респондентов 21,3 года.
Структура выборки по институтам
№ | Институт обучения | Число респондентов (чел) | % от общей выборки |
1 | ВШЭМ | 156 | 37,2 |
2 | ИСА | 90 | 21,5 |
3 | ИНМиТ | 86 | 20,5 |
4 | ИФК и МП, ИГУП | 87 | 20,8 |
Таблица 1
Наличие и характер профессиональных планов - значимая составляющая системы карьерных ориентаций. Принято считать, что излишняя избирательность при выборе первого места работы является свидетельством недостаточной адаптивности студентов и отрицательно влияет на скорость трудоустройства после вуза. По мнению авторов исследования, подобный подход неконструктивен, поскольку вариативность в построении карьерного пути является частью современной концепции карьеры. Сейчас появляется много новых профессий на стыке направлений, например IT, рекламы, маркетинга и т. д., при этом важную роль в построении карьеры играет наличие «альтернативных сценариев», принимающих во внимание возможные изменения конъюнктуры на рынке труда, в организации или в отрасли.
Согласно результатам опроса, примерно половина (42%) респондентов имеют личный профессиональный план, из них:
- уже имеет место работы (6%)
- определенно решили, где будут работать (12%)
- выбирают лучший из имеющихся вариантов (24%)
Ещё 45% опрошенных сказали, что в настоящее время занимаются поиском подходящего варианта, 13% на настоящий момент о месте работы после окончания обучения не задумывались (Рисунок 1)
Рисунок 1
Одновременно анализ ответов студентов о перспективах будущего трудоустройства отражает склонность исследуемой группы к пессимизму. По результатам опроса только 3% опрошенных оптимистично оценивают свои профессиональные перспективы - они ответили, что работу по специальности найти просто; 43% студентов считает, что работу по специальности хотя и не легко, но можно; и более половины опрошенных (55%) указали на высокую и очень высокую сложность при поиске работы. Таким образом, психоэмоциональное состояние более половины студентов характеризуется тревогой по поводу предстоящего трудоустройства, связанной с чувством неуверенности в будущем или сомнением в профессиональной конкурентоспособности. (Рисунок 2)
Рисунок 2
В настоящее время конкурентоспособность выпускника на рынке труда определяется не только профессиональными знаниями, которые были получены во время обучения, но и имеющимися навыками общения, желанием личностного роста, адекватной самодиагностикой и навыками позиционирования себя как профессионала в условиях конкуренции на рынке труда. Это подтверждают и данные опросов работодателей, проводимых на регулярной основе Центром взаимодействия с работодателями. Большинство работодателей в числе важных конкурентных преимуществ выпускников УрФУ отмечают активность и целеустремленность (38%), нестандартное и свежее мышление (37%), гибкость и мобильность (39%).
Мобильность сотрудников в организации (релокация) подразумевает перемещение человека в другую местность, включая смену места жительства, в результате получения работы в другом городе или даже стране. Мы спросили студентов, где бы они хотели жить и строить карьеру? Опрос показал, что для студентов УрФУ Екатеринбург является безоговорочным лидером рейтинга (51%), даже столичные Москва и Санкт-Петербург менее популярны с точки зрения привлекательности для жизни и работы (16%), любой крупный город в России (17%), аутсайдером рейтинга оказалась Свердловская область (4%), что неудивительно, т.к. областной центр (г. Екатеринбург) предоставляет в разы большие возможности трудоустройства и карьерного роста. Оставшиеся 16% респондентов предложили свои варианты ответов, которые разделились следующим образом: иммиграция в любую страну (30%), Европа (23%), США и Канада (21%), Казахстан, Китай (по 5%), Австралия, Кипр, Колумбия, Монголия (по 2%). Встречались и интересные уникальные ответы – Петропавловск-Камчатский, тёплый город с населением >500 т.ч, Тихое, спокойное место. (Рисунок 3)
Рисунок 3
Несмотря на то, что релокация для молодых специалистов это возможность проявить себя и показать свои способности, для большинства опрошенных студентов принять решение о переезде становится сложной задачей. Открыты к смене места жительства для получения лучшей работы 20% студентов, 55% опрошенных сказали, что переезд возможен только на постоянное место жительства, 9% готовы к рабочим командировкам (переезд на срок не более 3-х месяцев). (Рисунок 4)
Рисунок 4
В неправильной оценке своих умений, знаний и навыков кроется одна из причин низкой конкурентоспособности выпускников многих вузов. Базируясь на такой оценке, выпускники предъявляют завышенные или заниженные требования к заработной плате в начальный период профессиональной деятельности, что может быть причиной отказа в работе. Ключевой темой исследования стала информированность студентов об уровне оплаты труда молодых специалистов.
По результатам опроса видно, что значительная часть (19%) студентов ВШЭМ утверждают, что могут претендовать на заработную плату выше 50 тысяч рублей, что почти вдвое расходится с данными мониторинга заработных плат Центра взаимодействия с работодателями УрФУ и на треть со средними региональными зарплатами в финансовом секторе региона. Вероятно, данное мнение появилось в результате завышения банками и финансовыми компаниями суммы предлагаемого оклада, для привлечения соискателей. Также не исключён вариант, что данное мнение основано на собственном опыте студентов, поскольку зарплаты в финансовом секторе очень разнятся, так, разрыв между нижней и верхней границами вилки зарплат по одной должности может различаться в 2-3 раза. Тем не менее, заработная плата более, чем 50 т.р. для начальной позиции является редким исключением, на которое могут претендовать только по-настоящему лучшие выпускники, а не общим правилом. Близкая по количеству группа студентов ИФК и МП (17%) напротив ответили, что уровень заработной платы в близких к профилю обучения отраслях менее 20 тысяч рублей. Возможно, в этой группе сильна ориентация на меньший заработок для увеличения свободного времени. Данный вариант в последние годы увеличил число своих сторонников в молодежной среде. В частных беседах очень многие студенты УрФУ также заявляют, что наличие свободного времени на досуг и семью им важнее зарплаты и карьерного роста.
В целом, мы видим, что во всех исследуемых группах студенты достаточно информированы об уровне заработных плат. Большинство студентов во всех исследуемых группах ориентируются на уровень заработных плат 20-30 тысяч рублей, что близко к реальным показателям имеющихся предложений на рынке труда. Так, например, 86% опрошенных студентов ИСА предполагают, что средняя заработная плата молодых специалистов составляет 35 т.р, что совпадает с данными работных порталов и данными о предлагаемых заработных платах, взятыми нами из реальных заявок на молодых специалистов. (Рисунок 5, Таблица 2)
Рисунок 5
Предложения по заработной плате
| Профессиональная область | Средние зарплаты молодых специалистов в регионах | Средние зарплаты для студентов и выпускников УрФУ | Организация | Вакансия | Минимальная заработная плата |
1 | Финансы, аудит, банковская деятельность | 30,5 т.р. | 25 т.р. | Инспекция ФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга
| Специалист 1 разряда | 12 т.р. |
Авиакомпания Уральские авиалинии | Специалист службы управления доходностью по РФ, СНГ, МВЛ | 35 т.р. | ||||
2 | Строительство | 34 т.р. | 35-40 т.р. | Научно-производственная фирма АВЭК | Инженер отдела продаж | 50 т.р. |
Департамент государственного и строительного надзора Свердловской области | Ведущий специалист отдела организации жилищного надзора | 30 т.р. | ||||
3 | Машиностроение | 31,5 т.р. | 40-45 т.р. | Уралмаш-Техсервис | Инженер автоматизированных систем управления | 50 т.р. |
Риваль | Ведущий инженер-технолог по сварке | 35 т.р. | ||||
4 | Обслуживание | 27 т.р. | 30 т.р. | Управляющая компания Отели Юста | Администратор службы приема и размещения | 30 т.р. |
Авиакомпания Уральские авиалинии | Специалист контактной зоны | 30 т.р. |
Таблица 2.
Источники Банк данных заработных плат HeadHunter, банк данных заработных плат ЦВР на основе заявок от работодателей.
Таким образом, результаты опроса показали, что почти половина студентов (42 %) активно включены в профессиональную деятельность - трудоустроены на постоянное место или знают, где будут работать. Значительное число студентов осознает, что карьера может охватывать широкий диапазон работ, организаций, отраслей и профессий и находятся в поиске лучшего для себя варианта (45%). Студенты хорошо ориентируются в рынке труда региона и знают зарплату, на которую могут рассчитывать.
Низкая готовность к переезду на длительный срок, а тем более на новое постоянное место жительства несколько снижает конкурентоспособность выпускников вуза и вынуждает работать в менее перспективных условиях, что, впрочем, отчасти компенсируется большим количеством предложений на рынке труда Екатеринбурга, который является крупным промышленным центром и транспортным хабом между Европой и Азией.
Так как в проведённом исследовании студентам не задавались вопросы об условиях, которые всё же могли заставить их рассмотреть варианты работы с переездов в другой город или причинах, которые не дают рассматривать возможность переезда даже в теории, то сделать однозначные выводы о карьерной мобильности студентов не представляется возможным. Но можно предположить, что примерно половина студентов, принявших участие в исследовании, придерживаются традиционных взглядов на карьеру, ориентируются на надежность работы и долгосрочную занятость.
Создано / Изменено: 1 февраля 2019 / 14 марта 2019
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Центр взаимодействия с работодателями
Адрес:
г. Екатеринбург, ул. Мира, 19, ГУК-102
Телефон:
+7 (343) 375-45-82